Какой из российских автомобилей мог похвастать двигателем, оснащенным
системой наддува? Только обладатели "эксклюзивных прав" - иномарки, да
и то далеко не все. И вот теперь у остальных появиляется возможность
иметь мощный, тяговитый мотор. А сделает его таким система, рожденная
отделом турбонаддува Научно-технического центра "Экология" ГНЦ НАМИ. О
ней рассказывает наш корреспондент Денис БОРОВИЦКИЙ. Для начала
напомним принцип работы двигателя с турбонаддувом. Выхлопные газы
сперва отдают свою энергию турбине, а затем через приемную трубу
поступают в глушитель. Находящийся на одном валу с турбиной компрессор
засасывает воздух из фильтра, повышает его давление на 30-50% (иногда
больше) и через карбюратор гонит в двигатель. Таким образом, в один и
тот же литраж (объем) двигателя поступает больше по весу рабочей смеси.
Благодаря этому мощность возрастает на 20-50%, а использование энергии
выхлопных газов повышает КПД мотора и снижает удельный расход топлива
на 5-20%. А теперь рассмотрим устройство турбонаддува,
разработанного в НАМИ. На штатном выпускном коллекторе устанавливается
турбокомпрессор, при этом габарит двигателя в подкапотном пространстве
не изменяется. Воздух идет через воздушный фильтр, компрессор и
карбюратор, причем фильтр и карбюратор остались на своих местах и
требуют лишь незначительной доработки. По сравнению с серийной
изменилась приемная труба, так как теперь она крепится к выпускному
патрубку турбины. Масло для смазки подшипников турбокомпрессора
подводится по трубопроводу из главной магистрали, а сливается через
трубопроводы в поддон двигателя. Чтобы смесь не слишком обеднялась при
высоких частотах вращения, предусмотрена система регулирования
турбокомпрессора, выполненная с ним заодно. Управляют компрессором
давление наддува, которое через мембрану камеры управления перемещает
клапан перепуска газов в турбине, и специальный корректор, изменяющий
подачу топлива в карбюратор бензонасосом (не удивляйтесь, бензонасос
также несколько доработан). По результатам испытаний были
получены характеристики крутящего момента, удельного и суммарного
расходов топлива, а также мощности при различной настройке турбонаддува
(двигатель оставался без изменений). Естественно, параметры могут
меняться в зависимости от объема двигателя, ведь система рассчитана на
совместную работу с большинством двигателей ВАЗ (объемом от 1,2 до 1,7
литра). По мнению специалистов отдела, повышение мощности и крутящего
момента не отразится на ресурсе двигателя, а также агрегатов
трансмиссии. Особо отметим, что турбонаддув не только улучшит
динамику машины, но и позволит снизить выбросы токсичных СО и СН, а с
охладителем наддувочного воздуха (интеркулером) - и NOx, что,
безусловно, порадует "зеленых". Конечно, нейтрализатор отработавших
газов также необходим. Однако сопоставим некоторые факты. Установка
нейтрализатора на бензиновом двигателе повышает сопротивление на
выпуске - как результат, снижается мощность и на 5-10% возрастает
расход топлива. А трехкомпонентные нейтрализаторы, получившие широкое
распространение, как наиболее эффективные, включают специальные
электронные схемы с обратной связью и датчики (лямбда-зонды), поэтому
весьма недешевы. Понятно, что за такую систему никто добровольно деньги
не выложит, а вот установка турбонаддува, несомненно, привлечет
внимание автолюбителей - даже тех, кто и не задумывался о чистоте
выхлопа. Сегодня установить в свою машину турбонаддув могут
лишь владельцы "жигулей" и "нив", близка к завершению адаптация
агрегата к ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109. Порадуем также "волгарей" - ваш
"объемисто-прожорливый" двигатель обретет, благодаря наддуву, второе
дыхание. А теперь о том, что для российского автомобилиста,
пожалуй, важнее рассуждений о технических преимуществах. Речь идет о
перспективах производства системы. С этим дело обстоит так. Отдел, дабы
избежать нареканий на качество агрегата, взвалил сборку на свои плечи.
Будем надеяться, профессионалы гарантируют высокое качество. И если эта
задача им привычна, то для решения другой, не менее важной - удержать
ценовую планку на доступном уровне - коллективу пришлось проявить
разворотливость и деловую хватку. Заметно удешевить изделие удалось,
заказывая комплектующие в разных областях России, поскольку в Москве
это стоило бы гораздо дороже.
Источник: WWW.TUNINGU.NET
Источник: http://Наддув, классика |