стория компании Wetterauer абсолютно не типична для мира германского тюнинга. В ней нет спортивного прошлого, предков, на протяжении 60 лет продающих автомобили, или странного детства, прошедшего в папином гараже.
Мистер Wetterauer без внешнего напряга делает классные чипы более чем на 80 моделей автомобилей, в собственное удовольствие занимается фотографией, летает на одномоторном Piper Warriox и растит пятерых детей.
Наверное, это русский стереотип, исключающий создание конкурентоспособного брэнда с хобби, отдыхом и личной жизнью. Еще до нашей встречи я знал, что мистеру Wetterauer 36 лет и что за 10 лет существования его фирма из небольшого предприятия (2 года он работал вдвоем с женой) превратилась в процветающую компанию с филиалами в Чикаго (США) и Граце (Австрия) и планами выпустить акции компании на биржу.
А началось все с машины его товарища, который купил чип на свою Audi, но остался серьезно разочарован полученным результатом – машина не поехала! На дворе был далекий 1992 год. Frank Wetterauer учился в университете на факультете программирования и в качестве дополнительного к стипендии заработка писал компьютерные программы для ювелирных фирм. С компьютером, как говорится, был «на ты», и ему не составляло большого труда разобраться с «некачественным» чипом товарища. Машина поехала, и вместе с ней «пошли» клиенты. Как это происходит в начале любого бизнеса – друзья, родственники и знакомые друзей. Через два года Фрэнк понял, что самое время хобби превратить в бизнес, и нанял первого работника. Точкой отсчета известности компании Wetterauer он считает первую рекламную публикацию в Auto Bild, которая была размещена в 1994 году и принесла массу заказов и контактов.
Я задаю Фрэнку вопрос, который в Германии не предполагает ответа, но почему бы не попытаться! Кто в мире германского тюнинга заказывает у вас чипы под собственным брэндом? Мистер Wetterauer по-прежнему непроницаем. Ни улыбки, ни недовольства глупым вопросом... Да, мы разрабатываем и поставляем наши чипы некоторым тюнинговым ателье... Пауза. ОК, говорю, а когда они пришли к вам первый раз и каким образом? Фрэнк задумывается на мгновение – 94–95-й год.
Понимаете? После первой публикации немецкая публика обкатала его чипы, и молва сделала свое дело. Мы ничего такого не делали, говорит Фрэнк. Они сами пришли (тюнинговые ателье) и сделали нам предложение. Так все и получилось. Сейчас структура объема продаж такова: 60% чипов продается под собственным именем; 40%, соответственно, продают сторонние тюнинговые ателье как бы от своей торговой марки.
В чем секрет популярности чипов Wetterauer? Ведь дело не только в академическом «программном» образовании? Во главе угла нашей философии разумный баланс между мощностью и надежностью двигателя, говорит Фрэнк. Нет никакого секрета, добавляет он с улыбкой.
Однако Фрэнк лукавит. С одним программированием, без спортивного опыта вряд ли у него получилось бы выйти на тот разумный и популярный сегодня компромисс «надежной мощности». Свои чипы они обкатывают на своей спортивной команде, которая гоняет в таких гонках, как Diesel, 24 часа Нюрбургринг. И всегда упор на сочетание мощности и надежности. В пресс-релизе Wetterauer написан официальный девиз компании: «Интеллигентная мощность». В этом весь Фрэнк, вся компания. Кстати, мы, наверное, самые первые видели новый дизайн пресс-релиза компании. Меняется радикально. Связано это с теми изменениями, которые сейчас происходят в фирме Wetterauer. Главная новость – Фрэнк намерен заняться полным тюнингом Audi. Всем: от мотора до подвески и, разумеется, аэрокита. Уже готовы эскизы обвески. Дизайнеры разработали ему кучу вариантов: от мягкого до ультимативно агрессивного. Фрэнк ищет свой стиль, не похожий ни на одного из тюнеров Audi. То, что он показывал нам, действительно имеет большой потенциал. Если приоткрыть его карты, то обвес от Wetterauer будет достаточно броским, но без агрессии и угловатости. Нечто среднее между Zender и Abt, но в то же время со своим, новым лицом.
Но насколько разумно новую философию фирмы, нового тюнера Audi представлять на суд публики под старым брэндом Wetterauer? Судя по тому, как серьезно и долго «загружается» Фрэнк, определенно были сомнения и споры на данный счет. У данной темы, полноценного тюнинга Audi, большой потенциал, говорит Фрэнк, рассматривая эскиз обвески, который ближе всего к его философии. Мы не хотим оставить наш старый брэнд в узком фокусе чип-тюнинга. Wetterauer сделает большой рывок, сосредоточившись на тюнинге Audi, и в то же время мы сохраним старых клиентов, так как специальное подразделение Wetterauer продолжит работать над «чипованием» всех актуальных марок автомобилей.
На мотор-шоу в Эссене Фрэнк обещает выставить несколько Audi в полном тюнинге, включая собственные диски. Какие именно, пока не говорит. Я понимаю, что это не столько секрет, сколько опасения не успеть, так как ему хотелось бы иметь полную программу на самые актуальные модели – A4, A6 и RS6, нового флагмана A8. Так что уже в декабре тюнинговый мир Audi получит нового игрока. Серьезного и самобытного.
То, что чип-тюнингом занялся Фрэнк, сегодня не кажется странным. Уж кому, как не программистам, становиться у штурвала этого бизнеса. Странно, что тему не просек Билл Гейтс и не сделал технологию прошивки на манер скачивания MP3-файлов. Купил «прошиватель» – и меняй характеристики своего мотора чуть ли не каждый день. Хочешь – снимай хороший момент на низах, а хочешь спортивного драйва – изобрази кривую на 6000 и пали резину. Это, конечно, если мотор с наддувом, у атмосферных двигателей эксперименты с чип-тюнингом значительно скромнее. Кстати, именно на наддувные моторы рассчитано 94% производственной программы Wetterauer. То, что Фрэнк занялся полноценным тюнингом Audi, тоже вполне логично. Имея такой опыт настройки мотора и, соответственно, понимая, какие изменения потребуют коробка, тормоза и подвеска, уж очень соблазнительно не поставить клеймо Wetterauer на данные компоненты. Тем более понимая современную кухню германского тюнинга. Ты создаешь – остальные делают компоненты. А когда ты сам изготовитель важнейшего компонента – успех гарантирован.