Многие люди в чип
тюнинге ищут увеличение динамики и скорости, но есть и такие, кто
ставит на первое место экономичность автомобиля. Это вполне резонно,
особенно в связи с постоянным подорожанием бензина.
Начнем с того, что экономия топлива практически не зависит от
прошивки или чип - тюнинга и влияние на нее оказывает в большей
степени, чем все остальное, вместе взятое, техническое состояние
автомобиля и манера вождения конкретного водителя.
Приемы вождения автомобиля в экономичном режиме стары как мир и
определяются в народе одним емким словом - "тошнить" :))). Это
означает:
Избегать любых резких движений с педалью газа, стараясь постоянно находиться в экономичном режиме, не переходя на мощностной.
Никаких резких стартов со светофора, переключать передачи как
можно раньше, двигаться прямолинейно и равномерно на оборотах двигателя
2000-2500.
Избегать обгонов и перестроений, не двигаться "накатом" на
нейтральной передаче, избегать любых изменений "крейсерской" скорости,
стараться как можно меньше тормозить, снижать скорость автомобиля
используя прием "торможение двигателем" и т.д.
Наверняка у Вас тоже
есть еще парочка примерно таких - же советов:). Если придерживаться
данных советов, то можно добиться использования всего 10-15% мошности
двигателя.
Совершенно нелишне будет заметить, что для экономичного вождения
необходим совершенно исправный автомобиль, в равной мере это относится
как с системе электронного впрыска, так и ходовой части. Неправильный
сход/развал, неисправные форсунки, проблемы в системе зажигания,
недокачанные колеса, красивый тюнинговый обвес или багазник, проставки,
поднимающие авто, неотрегулированная тормозная система могут прибавить
к расходу Вашего авто не один лишний литр! Ну, и естественно, недолив -
в России живем:)
Приведу как пример один из своих "экспериментов" по "тошниловке":).
Входные данные: 21102, стандарт, кроме распредвала
(10,3) и дроссельной заслонки 54 мм. Очень динамичная прошивка,
калиброванная индивидуально для данного автомобиля, стойки жесткие,
развал задних колес минус 1 градус. Диски кованные, резина -
отечественная, Кама 208 185х65R14. Городская езда - обычный расход в
динамичном режиме 9,5 литров, средний по пробегу в 2500 км - 8,8.
Средняя скорость по пробегу - 43 км./ч. Один пассажир и полный бак
горючего. Город, правда, довольно своеобразный - Волгоград.
Задача - экономить топливо. Что получилось: получилось
почти чудо - расход по городу 5,7 литров, тахометр ни разу не поднялся
выше отметки 2500 (это около 70 на 4 передаче), торможение двигателем
перед светофорами, плавное и нежное ускорение на высших передачах
(например, 4-я уже начиная с 30 км/ч). Любопытно то, что средняя
скорость оказалась при этом выше (51 км./ч.), чем в динамичном режиме.
Выводы делайте сами :) Замечу только, что на 16V, теоретически можно
добиться еще более впечатляющих результатов.
Второй подобный эксперимент был проведен теплым
осенним вечером. Этот же самый автомобиль, только РВ №54 от
МастерМотор, последний в "гражданском" ряду тюнинга . Пустынная
загородная трасса, скорость около 100-110 км/ч. на 5-й передаче.
Проехано 200 километров с расходом в 4,9 л., и, только при въезде в
город маршрутник стал перемигиваться 4,9 - 5 л.
Буквально через несколько дней РВ был снят - авто готовилось к
продаже. Вопреки здравому смыслу расход топлива увеличился, причем
значительно, процентов на 10. 21102 прошел 14000 км со средним расходом
8,2 л.
Ну,
а теперь плавно переходим к экономичным и двухрежимным прошивкам,
вернее, к осознанию того, что это вообще такое и нужно ли это вообще.
Сверхзадача чип-тюнера здесь сводится к установке таких режимов работы
двигателя, при которых тот бы все еще продолжал двигать автомобиль,
расходуя при этом минимальное количество топлива. Задачка тут посложнее
создания динамичной версии, т.к авто более чувствительно к обеднению
смеси, чем к ее обогащению. При излишне бедной смеси и раннем зажигании
есть риск прогорания клапанов и поршней, возникновения детонации и
других малоприятных явлений. В любом случае, экономичная прошивка не
имеет смысла без экономичной манеры вождения, описанной выше, т.к при
агрессивной манере, небрежно обращаясь с педалью газа можно получить
значительно больший расход, чем на динамичной версии! Машина при этом
будет дергаться и отчаянно тупить, доводя "динамичного" водителя до
белого каления. Если б Вы могли сосчитать, сколько раз за поездку я
жму кнопку переключения режимов (эконом/динамик): ее в пору уже на
руль переносить! Не забывайте об этом и устанавливая на авто
двухрежимную прошивку - она имеет практический смысл только, если
автомобилем пользуются несколько человек, например, муж, сорви -
голова, любитель резких стартов, мини - стритрейсинга и спокойная
уравновешенная жена, для которой авто - средство неспешно переместиться
из точки А (дом) в точку Б (косметический салон). Да и в этом случае
оптимальным можно считать версию "стандарт/динамик".
Резюмируя все сказанное одной фразой - экономичная прошивка лишь дает возможность
рачительному водителю двигаться более экономно, а динамичная - более
резко и резво. Надеяться на то, что прошивка все сделает за Вас не
стоит. Многие, кто обращается на чип-тюнинг , не осознавая, что законы
физики изменить нельзя ждут от эконома резкого снижения потребления
топлива без потери динамики :) Этого не будет никогда, за все надо
платить, за динамику - бензином. Или деньгами - проведя комплекс
доработок ДВС для повышения его КПД. Но это совсем другая история....