Легендарный гонщик Формулы-1 Айртон Сенна говорил : "В гонках выигрывает не тот, кто быстрее разгоняется, а тот, кто позже начинает тормозить". Сток
Тормозные системы большинства современных автомобилей – гидравлические; по сути, они представляют собой сообщающиеся посредством тормозных трубок сосуды – ГТЦ и колесные цилиндры. Каждый раз, нажимая на педаль тормоза, ты приводишь в движение шток вакуумного усилителя, и далее поршень ГТЦ. Создаваемое при этом давление в контуре заставляет поршень суппорта слегка выдвинуться и прижать колодку к диску с некоторой силой. Чтобы не остаться без тормозов в случае разгерметизации тормозной магистрали (например, при разрыве тормозного шланга), используются двухконтурные схемы. Каждый контур – независимая часть системы, включающая в себя тормозные трубки, шланги, колёсные цилиндры и камеру в ГТЦ. Наиболее популярна диагональная схема – один контур состаляют правое переднее и левое заднее, другой – оставшиеся два колеса. Тюнинг
Начинать тюнинг тормозной системы стоит с передних тормозов, ведь именно на них приходится основная нагрузка. Установка дисков увеличенного диаметра позволит улучшить охлаждение и увеличить эффективность торможения, однако при этом потребуются и колесные диски соответствующего диаметра. Многопоршневые суппорта также улучшат эффективность торможения, информативность и охлаждение колодок. Иногда просто обходятся трансплантацией машинок и дисков от более мощной модели. Тюнинг задних тормозов осуществляется тем же образом - диски побольше, суппорта покруче. Если стояли барабанные тормоза - заменить на дисковые. Для тех, кто при таком апгрейде лишается ручника, предлагаем два способа: либо установить двухсуппортовую систему, предлагаемую StopTech и MOV’IT, либо обзавестись гидравлическим ручником. Справедливости ради, нужно отметить, что некоторые решают проблему ручного тормоза ещё проще - ездят вовсе без него.
Ещё одним этапом тюнинга может стать замена традиционной диагональной схемы с раздельными передним и задним контурами (как на спортивных автомобилях). Она обеспечивает одинаковое давление на поршни правых и левых тормозных механизмов, а также позволяет использовать гидравлический ручной тормоз и внутрисалонный регулятор давления для быстрого изменения тормозного баланса. Ну, а экстремалы могут избавиться от вакуумного усилителя, чтобы улучшить информативность и даже обзавестись тандемом – двумя раздельными ГТЦ. О дисках
Модная перфорация на тормозных дисках – не совсем то, что нужно обычному водителю. На них часто образуются мелкие трещинки вокруг отверстий, которые имеют свойство разрастаться, приводя диск в негодность. В спорте их применение оправдано, в тюнинге – не всегда. Менее экстремальный вариант, который подойдет всем – диски с нарезанными канавками. Оба типа применяются для отвода паров и продуктов износа из-под колодок.
Сами диски, по конструкции, могут быть обыкновенными цельными и составными, последние различаются по типу фиксации рабочей поверхности на ступичной части. Те из них, которые имеют плавающее крепление, меньше подвержены короблению. Зачем делают сборные диски? 1. снижение веса за счет легкосплавной центральной части; 2. снижение теплонагруженности ступичного подшипника; 3. универсальность. Что проще изготовить: целый тормозной диск с нестандартной сверловкой или только ступичную часть? Hints and tips
- Если твой карман отягощает сотня-другая баксов, можно заменить стоковые резиновые шланги на блестящие армированные. Красиво и функционально – их не раздувает от давления, следовательно, меньше ход педали и выше информативность. - Замена колодок – один из наиболее дешевых, и, вместе с тем, весьма эффективных способов улучшить тормоза; в то же время он самый незаметный – ощутимый минус для пафос-кара. - При выборе колодок не перегибай палку. Слишком «горячие» колодки в городе попросту не будут прогреваться до рабочей температуры. - Исправные барабаны тормозят вполне достойно,. Если ты ограничен в средствах, не стоит тратить свои кровные на покупку дискового комплекта, лучше затюнить перед. - После замены колодок не забудь сделать несколько качков педалью тормоза, чтобы прижать колодки к диску, в противном случае, при первом торможении педаль просто «провалится». Прописная истина, но, увы, нередко об этом забывают. - Перед покраской суппортов в какой-нибудь кричащий цвет подумай, как ужасно это будет выглядеть, если облезет краска. Если уж берешься за такой стайлинг, используй качественные термостойкие краски. ПОМНИ!
- что исправные стоковые тормоза лучше неисправных тюнинговых. Следи за состоянием тормозной системы лично или доверяй контроль и обслуживание профессионалам. - что неквалифицированный тюнинг тормозной системы не только не улучшит ее работы, но, напротив, может привести к печальным последствиям. - что перетормаживание задних колес может привести к неконтролируемому заносу или вращению. Если у тебя нет достаточных навыков управления, это может окончиться плачевно. Будь внимателен! - что созданное гидроручником в контуре давление постепенно стравливается, поэтому оставленную на уклоне машину через некоторое время можно обнаружить в отбойнике неподалеку. К обычным ручникам это не относится. - что если решился на перекидку контуров, в случае выхода из строя переднего, эффективность торможения будет крайне низка.
***
Тормозная жидкость – немаловажный компонент тормозной системы. Точка кипения DOT 5.1 – около 270 градусов, DOT 4 - 230. Однако, со временем, тормозуха впитывает в себя влагу и может закипеть при гораздо более низкой температуре (185 и 155 градусов соответственно). Поэтому менять ее рекомендуется не реже, чем раз в год-полтора. Кстати, вовсе не обязательно заливать новомодную 5.1. Большинству водителей вряд ли удастся закипятить качественную DOT 4, которую своевременно меняют. DOT 5 и 5.1. Первая содержит силикон и не может быть смешана с жидкостями на несиликоновой основе. Вторая свободно смешивается с DOT 4 и 3. Силиконсодержащая ТЖ негигроскопична, т.е. не вбирает в себя влагу, таким образом, точка ее кипения постоянна и не снижается со временем. Кажущийся плюс может оказаться минусом – вода, оказавшись в нижней части гидроприводов, где температура наиболее высока, вскипит при положенных ей 100 градусах, оставив тебя без тормозов. Взгляд в будущее.
- Повсеместное распространение керамических тормозов – не за горами. Керамический тормозной диск на несколько килограммов легче своего традиционного аналога и может эффективно работать в более широком температурном диапазоне. К сожалению, внедрению керамики препятствует высокая цена и сложность технологического процесса изготовления, но уже сегодня они ставятся на некоторые суперкары в качестве опции. - А вот карбоновые тормоза пока что совсем не удается внедрить в гражданский сектор. Быстрый износ и нестабильность тормозных свойств не позволяют применять карбон на дорожных машинах в качестве фрикционного материала. - На смену гидравлическому приводу тормозов спешит электрический; он позволит снизить время срабатывания тормозов, упростить антиблокировочные и стабилизационные системы.