Среди российских автолюбителей есть достаточно солидная прослойка тех, кто лучшим автомобилем полагает "Волгу". Не лучшим в принципе, а для себя "Волга" и дешевая, и практичная, и просторная, и проходимая, и выносливая, и.. много чего еще. В народе их называют "волгарями" или "баржеводами",хотя некоторые считают это прозвище обидным. Но другие гордятся - дескать, баржа - это солидно. Однако как ходит баржа? Тихо. Редкому владельцу "Волги" придет в голову объяснить свою привязанность к этому автомобилю его динамическими качествами. Разве что модификации с 16-клапамным ЗМЗ-406 иногда удостаиваются такой похвалы. Их даже начинают сравнивать с иномарками. И все-таки 145 сил такой тяжелой машине, как "Волга", маловато. А ведь "баржеводам" тоже хочется легких стартов. При том BMW или Mercedes-Benz кажутся слишком нежными и пафосными... Модификация "Волги" с двигателем Chrysler доверия пока не заслужила, а силовые агрегаты Toyota и Rover заставят обслуживаться у дилеров этих марок. Выхода нет? Неправда. Несколько лет назад Заволжский моторный завод освоил мелкосерийный выпуск двигателей с турбонаддувом и продолжает развивать это направление. На Московском автосалоне 2OO5 года даже представили турбо-"Волгу и с кузовом "купе" и пообещали поставить ее на конвейер. Но что-то пока не срослось. Впрочем, наддувными ЗМЗ уже сейчас можно оснастить и "Волгу", и УАЗ. Дорого, зато автомобиль обретет совершенно новые качества. Именно таким предстал перед нами универсал ГАЗ-З10221 цвета "мурена". Внешне - самая обычная "Волга", разве что "раскатанные" арки и 1б-дюймовые колеса внимательно приглядевшись, можно обнаружить уже серию отличий: и большие тормозные диски спереди с нестандартными суппортами, и дисковые тормоза вместо барабанов сзади, и какой-то странноватый на вид и главное, на звук выпуск. Никакого характерного звона, шипит и все. С головой машину выдает большой фронтальный интеркулер, скромно спрятанный за передним бампером. Владелец автомобиля Виктор - намеренно добивался того, чтобы его "сарай" практически не отличался от стандартного. Он не ценитель внешних эффектов, зато бывший спортсмен. "Волгу" уважает с давних времен, но понимает, что для современного города ее ходовые качества уже не очень подходят. Захотелось сделать машину помощнее, побыстрее и полегче в управлении. Помогли связи с ГАЗом и ЗМЗ. За основу взял заволжский наддувный двигатель, все остальные модификации произвел самостоятельно. Только на первый взгляд кажется, что переделок не так уж много. "Волга"" изменилась очень существенно. А как едет - не сравнить! Это уже совсем не "баржа""...
Турбо дефорсаж
По сравнению со старым знакомым 406-м мотор с индексом 4054.10 помимо наддува получил дополнительные миллилитры рабочего объема. Чтобы увеличить потребление воздуха, двигатель "разжали". Давление в цилиндрах подняли почти до о,9 бара, понизив степень сжатия с 8,5 до 7.6. В комплекте с турбиной Garrett мотор обрел стальной коленвал и кованую поршневую группу. Температурный режим работы дефорсированного агрегата несколько вырос. Здесь применили ноу-хау, что позволило справиться с проблемой. Систему впуска-выпуска изменили серьезно. Впуск идет через интеркулер, выпуск прямоточный. Однако поскольку прямотока на "Волгу"" в природе пока не существует, пришлось подыскивать достойную западную альтернативу. Остановились на шведской: выпускная система от SAAB подошла как родная. Понятно, что такому силовому агрегату стандартной трансмиссии показалось маловато: момента-то у мотора в избытке. Поставили пару 3.38. С ней "Волга" одинаково хорошо и разгоняется, и бежит на дальние дистанции. Родная коробка мужественно держит увеличенные нагрузки, а вот сцепление оказалось слабовато: "сворачивает" демпфер диска. Вновь пришлось обратиться за помощью к Европе - поставить сцепление от старого BMW 535. с усиленными демпферными пружинами. Благо подходит к нашей "Волге" один в один.
Чтобы ехала и - стояла
На удивление, радикальных переделок шасси не потребовалось. Поменяли стабилизатор: впереди поставили увеличенный до 30 мм, повышенной жесткости; сзади - тоже усиленный, закрепив его на ШСах. Жесткое заводское крепление заднего стабилизатора легко приводило к срыву в занос, а шарнирная гибкость допускает определенный уровень крена. Автомобиль стал устойчивей в поворотах. Амортизаторы стоят масляные - Koni голландского производства. Они заметно улучшили курсовую устойчивость и повысили комфорт. Пружины стандартные. И рессоры на своих местах. Рулевой механизм остался практически без изменений. Заменили только насос гидроусилителя, чтобы избавиться от назойливого гула. Немецкий ZFовский насос решил, казалось бы, вечную проблему раз и навсегда. Только иногда посапывает при максимальном повороте руля. А вот с тормозами пришлось серьезно поколдовать, чтоб не кипели. Передние изменили кардинально: диаметр вентилируемого тормозного диска увеличен до 324 мм, специально заказали и установили 6-поршневые суппорты Wilwood! Пошли в дело и стандартные передние тормоза: они заменили задние барабаны. Дисковая система потребовала доработки конструкции ручного тормоза. Здесь он гидравлический. Ручник вывели на главный тормозной цилиндр.
Что в итоге?
Характеристики двигателя говорят сами за себя. Момент удалось увеличить почти в два раза: вместо положенных 196 Н/м целых 343. "Полка" момента практически ровная в самом рабочем диапазоне оборотов - 2000-4000. При давлении 0.б бара мощность мотора составляет 210 л.с, а при 0,9 достигает 230. "Волга" с таким движком до сотни разгоняется за 8,5 секунды! 200 км/ч для нее не проблема. Но на скорости свыше 160 км/ч аппетит у машины прямо-таки "волчий". Ничего не поделаешь, за удовольствие надо платить... Турбо-"Волга" Виктора впечатляет даже после неплохой иномарки, ездить по городу можно, практически не переключаясь или используя передачи через одну. Радуют и мощные, ничуть не похожие на "волговские" тормоза. И конечно, подвеска: Виктор уверял, что и здесь разница со стандартной машиной весьма ощутима. Поверили на слово. Единственный недостаток большой расход топлива. В городе он может доходить до 18-20 литров. Стоимость ЗМЗ-4О54.10 в комплекте с блоком управления и интеркулером доходит у московских дилеров до 127 750 рублей (примерно 4780 долларов США). Установку Виктор выполнял самостоятельно, значит, сэкономил. Прибавьте сюда прочие модификации автомобиля, без которых он останется "баржой", но только реактивной, и получите весьма кругленькую сумму. Это как же надо любить "Волгу", чтобы так на нее потратиться!