«Прокачка» нередко ставит автолюбителя перед тем фактом, что двигатель
прибавил немало лошадиных сил, но использовать их на полную мощность
невозможно. Результат не передается на колеса, а приводит лишь к
истиранию сцепления, следствием чего становится быстрый износ маховика,
корзины и фрикционных накладок. При подобном стечении обстоятельств
придется растратиться еще и на замену стандартного сцепления. Вариантов
немало, однако стоит внимательно выбирать между различными тюнинговыми
фирмами, предлагающими подобные решения.
Для начала обратимся к
принципу работы системы. Повышение крутящего момента ведет к повышению
силы, прижимающей диск сцепления к маховику. Увеличение мощности ведет
к необходимости приобретения большего количества дисков, поскольку их
«жизненный цикл» значительно сокращается. В штатном исполнении в
большинстве случаев механизм сцепления выполнен из органики. Он
недорог, но и не обладает должным уровнем износостойкости.
Что
же выбрать для модернизации сцепления на автомобиле? Покупателю
предлагается немалый выбор: кевлар (Kevlar), карбон-файбер
(Carbon-Fiber), керамика и керамика с примесью меди (Copper). Давайте
рассмотрим эксплуатационные характеристики каждого материала.
Итак,
для простого любителя тюнинга, не ставящего целью участие в рейсингах,
наиболее предпочтительны Carbon-Fiber, либо Kevlar. В сравнении со
штатным аналогом подобные диски служат в 3-4 раза дольше, для кевлара
этот показатель еще выше. Передача крутящего момента возрастает на
8-10%. И главное, они «щадят» стандартную корзину и маховик, прекрасно
с ними взаимодействуя. Присутствуют здесь и некоторые особенности. К
примеру то, что после установки дисков их придется долго обкатывать
(порядка 9 тысяч километров). Не менее тщательно следует относиться и к
процессу установки.
Далее идет керамика. Эксплуатационные
характеристики керамических дисков в несколько раз выше, нежели у
остальных подвидов. Ее жизненный ресурс находится на отметке в 100 000
км. Подобные экземпляры оснащаются тремя, либо шестью лепестками, что
предопределяется моделью. Можно найти керамические диски с демпфером,
или же без демпфера. В последнем случае диски используются в
автогонках, но в результате педаль становится тугой, а включение очень
резким. Для других целей наиболее предпочтительны демпферные
керамические диски, которые обеспечивают плавное включение, а при
желании «полихачить» сберегут сцепление.
Диски сцепления с
медно-керамическими накладками применяются в дрэг-рейсинге. Эта группа
способна выдерживать огромные температуры и колоссальнейшие нагрузки.
Прирост крутящего момента составляет порядка 90-100%. В то же время
эксплуатация подобных дисков в мирных целях затруднительна, из-за
быстрого износа корзины и моховика. Попытка установить диски сцепления
с медно-керамическими накладками на обычное авто приведет к тому, что
несколько раз в месяц владельцу авто придется ремонтировать сцепление.
Следующим
этапом в тюнинге сцепления является доработка иных составляющих –
корзины сцепления и маховика. Усиленные корзины отличаются от
стандартных диафрагмой, способной усилить прижимную силу на 30-100%.
Данная особенность объяснима более высоким качеством применяемой стали
и ее термической обработкой, а также другой геометрией пружины. Многие
профессионалы рекомендуют старить тюнинговую корзину, даже при
установке на легко модернизированное авто. Старить корзину стоит и при
небольшом приросте мощности (менее 20%).
Для улучшения динамики
на старте (популярные гонки на светофоре) следует установить
облегченный маховик. За счет снижения общей массы вращающихся элементов
уменьшается и момент инерции, соответственно увеличивается ускорение. К
положительным моментам стоит отнести и снижение расхода топлива (при
разгоне автомобиль тратит меньше энергии). Если говорить о сроке
эксплуатации, то стандартные маховики принято менять после 2-3 замен
сцепления. Облегченный маховик в этом плане выглядит значительно
выигрышнее. Он имеет модульную конструкцию, каждый элемент которой
заменяем: корпус, пластина трения, крепежные болты и гайки. Корпус
изготавливается из высокопрочного алюминия. К нему крепится пластина
трения, выполненная из сверхпрочной стали, прошедшей термическую
обработку. К слову, именно последняя значительно продляет срок жизни
маховика. Говоря о положительных моментах, достигаемых при установке
облегченного маховика, следует добавить и снижение нагрузок на иные
детали. Уменьшается воздействие вибрационных нагрузок и скручивающего
момента на коленвал. Сцепление прослужит значительно дольше из-за
снижения истирающих и тепловых нагрузок. А падение нагрузки,
передаваемой на синхронизаторы, позволяет говорить о «щадящем» режиме
для коробки передач.
В то же время для автомобилей, нуждающихся
в высоком крутящем моменте, даже на низких оборотах (всем известные
внедорожники и паркетники), установка облегченного маховика недопустима.